Маршруты в альплагере «Безенги», пройденные участниками альпклуба «МОТОР».
Рейтинг маршрутов от простых к сложным. (от 1-Б до 5А)
При необходимости мы можем предоставить по ним консультацию.

Маршруты в альплагере «Безенги» идут в зачет на выполнение нормативов по альпинизму в классе больших гор.

1Б Брно

1Б Гидан

2А Гидан

2А Укю М

2А Укю

2Б Архимед

1. Архимед пик по З гребню, 2Б

От хижины «Укю-кош» 100 м вверх по тропе, затем вправо по осыпи на склоне З гребня и по наклонной широкой террасе (следует держаться ее левого края, здесь хорошие козьи тропы) до ее конца. В обход последнего жандарма с З и ЮЗ траверсом по полкам вдоль системы сигнальных туров выйти в кулуар, уходящий в 3-ий “переулок”, и по нему влево вверх около 100 м до выхода на гребень за жандармом (здесь - последний сигнальный тур) - от хижины 1,5-2 часа.

Далее  следует широкий участок З. гребня - ледник, заполняющий ложбину между двумя идущими параллельно скальными бортами. По леднику до его конца и здесь влево на острый скальный гребень.

В связках одновременно по скальному пологому гребню 60 м, после перемычки вверх по снежному широкому гребню (если лед - по правой скальной кромке) под стену З. вершины п. Архимед. Под стеной траверс вправо 40 м. по полке (возможен снег, лед, страховка за выступы и крючья), далее вверх по скалам (крючья) на Ю. гребень, по нему влево под громадный камень («яйцо» - его видно из лагеря) на З вершине пика Архимед. От выхода на гребень 2,5-3 часа.

Далее строго по линии острого скального гребня, затем перед началом крутого его падения спуск вправо по плитам и по полкам  на перемычку. С перемычки по разрушенным скалам или по снегу, в зависимости от времени сезона, справа от линии гребня подъем на В. вершину. От З вершины 1 час.

Спуск по пути подъема - 2 -2,5 час.

Опасные места: на подъемной террасе - камнепадоопасно, на стене З. вершины - камнепадоопасно, возможен натечный лед.

Специальное снаряжение: крючья скальные 5-6 шт.

3А Архимед

2. Архимед пик по В. Гребню, 3А

От хижины «Укю-кош» вверх по ущелью по тропе конечной морены ледника Укю, затем по леднику, огибая слева северные контрфорсы З гребня, до снежно-ледового склона, ведущего на пер. Урал -1,5-2 час (От «голубятни» - 3/4-1 час). Вверх по средней части склона (камнеоопасно на первой половине подъема - слева со склонов 1-го жандарма З гребня п. Урал) в мульду под перевалом, и вверх - на перевал (рис 1). От бивуака 2-2,5 час.

Подъем на предвершинный “жандарм” начинается по скальной полке справа от гребня 20 м и далее вверх 40 м в провал гребня (возможен снег, натечный лед). Из провала приспуститься на полку с Ю стороны, по полке 10 м и далее вверх по внутреннему углу 30 м с крючьевой страховкой на гребень. По гребню одновременно - на вершину “жандарма”, здесь - контрольный тур. Спуск с «жандарма»:  1-й вариант - с вершины на З к выступу, от него на сдвоенной веревке спортивным 7-10 м по гладкой плите в широкий скальный камин. По камину и затем по скалам слева от гребня до перемычки (так наз. «дырка»), перекрытой сверху громадным плоским камнем, 2-й вариант - с вершины сначала на Ю ~ 40 м, затем по полкам ЮЗ стены на ту же перемычку.

С перемычки возможен плановый или аварийный спуск на С сторону: дюльфер по наклонному внутреннему углу, затем по разрушенным скалам два спортивных, выводящих в мульду под перевал, далее по пути подъема.

С перемычки по разрушенным скалам слева от гребня вверх на снежное плечо вершины, далее траверсом влево по полке до скального кулуара и по нему вверх с Ю выход на В. вершину. От перевала 3-4 час.

Спуск по З гребню согласно предыдущему описанию, либо по пути подъема до перемычки и далее через «дырку» под перевал и на ледник.

Опасные места: при выходе на пер. Урал - закрытые трещины и камнепадоопасно в первой половине подъема.

Специальное снаряжение: крючья скальные 8-10 шт., с середины июля - ледовые 3-6 шт., кошки всем.

3Б Укю М по западному гр.

3А Селы

3Б Селлы

1. Селлы пик с С по сн.-лед. склону и ЮЗ гребню

От хижины “Джанги-кош” по гребню правобережной (”серповидной”) морены до ее выполаживания и далее по леднику Селлы. Варианты прохождения ледопада (осторожно - закрытые трещины) см. на рис.1  Правый (1) путь выводит непосредственно к началу маршрута, но может потребовать применения кошек и ледовых крючьев. Два других варианта более протяженные, но технически проще. Время на подход - около 1,5 час.

Через бергшрунд и по ледово-снежному склону наискосок 300-350 м с крючьевой страховкой. Крутизна от 500 в нижней части  (80-100 м выше бергшрунда) до 300 в верхней, протяженность льда от 80 до 240 м в зависимости от сроков восхождения, время подъема на гребень 3-5 часов.

Далее  одновременно по пологому расширяющемуся снежному ЮЗ гребню. В неблагоприятных метеоусловиях  отсюда возможен уход с маршрута по Ю контрфорсу основного гребня на Безенгийский ледник. От узловой точки с Ю контрфорсом по острому снежному гребню с выходами скал, затем с крючьевой страховкой по крутому снежно-ледовому взлету на вершину Селлы. Возможно движение справа от гребня по границе снега и скал. От места выхода на гребень 1-1,5 час.

Спуск с вершины на СВ: на предвершинном участке по “карману” между снежным гребнем и скалами, затем слева от гребня (осторожно - налево снежный склон с возрастающей крутизной, направо возможны карнизы). После крутого понижения гребня с осыпной перемычки вправо по снежному склону или разрушенным скалам до бергшрунда. Если бергшрунд  широко открыт, траверсировать вправо до подходящего места и здесь - на ледник. По Безенгийскому леднику, в обход Ю контрфорсов гребня Селлы-Варшава (внимание - на леднике закрытые трещины, камнепадоопасно под склонами пика Варшава) к хижине. От вершины 1,5-2 час.

Опасные места: на ледниках - закрытые трещины, камнепадоопасно под Ю. склонами пика Варшава, на СВ гребне пика Селлы - возможны карнизы направо.

Специальное снаряжение: крючья ледовые 8-12 шт., кошки - всем.

2. Селлы пик по С стене

От хижины “Джанги-кош” по гребню правобережной (”серповидной”) морены до ее выполаживания, далее по леднику Селлы. По левому краю или по середине ледопада (рис.1) выйти в верхний цирк (осторожно - закрытые трещины) и по нему под С стену пика Селлы, 1,5-2 час.

Через бергшрунд и по ледово-снежному склону слева от ледового сброса с крючьевой страховкой в направлении на вершину (внимание - не уклоняться влево, камнепадоопасно со скал контрфорса СВ гребня) . По крутизне маршрут имеет участки:

1 - ледовый склон (120 м, 45-500) от нижнего бергшрунда до ледового края ледового сброса.

2 - ледовый склон (40 м., 50-550) в зоне ледового сброса.

3 - ледово-снежный склон (80м, 450) от ледового сброса до верхнего бергшрунда.

4 - ледово-снежный склон (120 м., 45-300) от второго бергшрунда до вершинного гребня.

Перепад краев второго бергшрунда по ходу 1,5-2 м., при отсутствии мостов траверсировать вправо на 20 м. - здесь перепад меньше. В зависимости от сроков восхождения протяженность снежных участков стены 120-150 м., страховка - через ледовые крючья.

На подъем 8-12 час.

Спуск с вершины по СВ гребню на перемычку, затем по склону вправо на Безенгийский ледник и по нему (внимание - закрытые трещины, под Ю склонами пика Варшава - камнепадоопасно) к хижине 1,5 -2 час.

Опасные места: на ледниках - закрытые трещины и кмнепадоопасно под Ю склонами пика Варшава, на С стене пика Селлы - камнепадоопасно при уклонении влево, на СВ гребне - возможны карнизы направо.

Специальное снаряжение: крючья ледовые 8-12 шт., кошки - всем.

3А Птицы

3Б  Ура М

3Б Думала

4А Урал М

1. Урал М  по В гребню, 3Б

От хижины «Укю-кош» по тропе вверх по ущелью до приюта КСП «голубятня», здесь выход на ледник Укю, по нему, придерживаясь правой  стороны, подниматься  (не доходя 200 м.) под перевал Укю, 2 часа (рис.1). С ледника вправо на “подушку” под гребнем, ведущем от  п. Урал к Думале, подниматься по снежно-ледовому склону между сбросами  (слева) и лавинными выносами (справа) через закрытую трещину в зоне перегиба  склона и далее вдоль бергшрунда до В. края “подушки”.

Через бергшрунд, и затем  вверх 150 м. по ледово-снежному склону крутизной от 50 до 30о вдоль скального контрфорса последнего жандарма на гребень, страховка через ледовые крючья. По снежному гребню с выходами скал  до перемычки под вершинной башней.

От границы снежного гребня со скалами влево 5-6 м по плитам и вверх 15 м по отвесному внутреннему углу ( страховка через скальные крючья) на полку с выступом. Отсюда вверх 40 м. по скальному кулуару (внимание: разрушенные скалы, возможен снег) в провал вершинного гребня и влево - к вершинному туру. От ледника 4-5 часов.

Спуск по пути подъема, с полки на перемычку - “дюльфер” на сдвоенной 40-метровой веревке. До поляны 2,5-3 часа.

Опасные места: на “подушке” - закрытые трещины; на вершинной башне - разрушенные скалы; на снежно-ледовом склоне В. гребня (при спуске) - раскисший снег, лавиноопасно.

Специальное снаряжение: крючья скальные 8-10 шт., ледовые - 6-8 шт., кошки - всем.

2. Урал В по С стене, 4А

От хижины «Укю-кош» по тропе вверх по ущелью до приюта КСП «голубятня», здесь выход на ледник Укю, по нему, придерживаясь правой стороны, подниматься  (не доходя 200 м.) под перевал Укю, 2 часа (рис. 1).

С ледника вправо и вверх 150 метров по снежному склону к бергшрунду (. Далее вверх двигаться по ледовому гребню, идущему слева от всех скальных островов под перемычкой между вершинами М и В Урала. Гребень упирается в скальную башню М. Урала, здесь вправо под скалами башни  выход на перемычку. От начала маршрута 3-4 час.

С перемычки вверх по широкому камину со страховкой через скальные крючья 25 м. до пробки, выход из камина вправо и вверх по стене 10 м. до полки с хорошим выступом (дюльферная петля). С полки влево и вверх 20 м. к скальному отслою (выступ 3-4 м.), далее по скалам (возможен снег, обледенение) 35-40 м. на В. гребень (вторая петля). Отсюда по внутреннему углу 20 м. до вершины. От выхода на гребень 2-3  час.

Спортивный спуск по пути подъема до полки, затем “дюльфер” 40 м. на перемычку. По простым скалам справа от гребня 80-90 м. подъем на Урал М и далее - согласно предыдущему описанию.

До хижины 3-4 час.

Опасные места: те же, что и на предыдущем маршруте.

Специальное снаряжение: крючья скальные 10-12 штук, ледовые 8-10 шт., петли - 4 шт., кошки - всем.

3. Урал З - В, траверс, 4Б

От хижины «Укю-кош» по тропе вверх по ущелью, до приюта КСП «голубятня», затем по леднику М. Укю до склона, ведущего на пер. Урал - 1,5-2 час. Вверх по середине снежно - ледового склона (внимание: закрытые трещины, по краям - камнеопасно, особенно слева от первого «жандарма» З. гребня п. Урал) в мульду под перевалом, из нее - по ледово-снежному крутому склону (30-40 м.) на перевал, от ледника 1-1,5 час.

С перевала влево подняться на жандарм, затем по гребню одновременно до перемычки под стеной З. вершины, здесь возможно место бивуака, от перевала - 1 час.

С перемычки 4 м. влево и вверх на квадратный камень, по внутреннему углу (или слева от него) на полку, по ней 4-5 м, справа от скального козырька 5м вверх на полку-корытце, влево вверх под рыжий камень. Справа от него по углу вверх и по правой стороне стены к контрольному туру (35м от перемычки). От тура по плитам вверх и по полкам траверсом под стеной влево, по гребню к рыжему “жандарму” и в обход его слева. За “жандармом” прямо вверх 5 м. по камину и 15 м. по внутреннему углу, затем 7-8 м. по заглаженным скалам на плиту крутизной 40°. По нижнему краю плиты траверс 15-17 м. вдоль трещины вправо, вдоль вертикальной стенки по плите вверх, 3 м. по нависающей стенке (искусственная опора) и еще 20 м. по монолитным скалам на вершинный гребень. По гребню 60 м. на З вершину. От перемычки 4-6 час.

Спуск на В. - 40 м. «дюльфер», затем по снежному гребню под В. вершину. Подъем на В. вершину по гребню, не доходя 40 м. до вершины, уйти по полке вправо и обойдя вершину с Ю. выйти на плечо ее В. гребня. (Внимание! не следует уходить на Ю. по полке, которая начинается в нижней части гребня В. вершины). Отсюда подъем к вершинному туру 20 м. и возвращение обратно. От З вершины - 1 час.

Спуск на В.  через Урал М. согласно предыдущему описанию.

Возможные места бивуака: на перемычках гребня.

Опасные места: на снежно-ледовом склоне пер. Урал - камнепадоопасно слева; на спуске с В. гребня - раскисший снег, лавиноопасно, на “подушке” под В. гребнем - закрытые трещины.

Специальное снаряжение: крючья скальные 15 шт., ледовые 3-5 шт., лесенки 1-2 шт., петли 3-4 шт., кошки всем.

4. Урал З по контрфорсу С стены, 4Б

Исходный бивуак - на правобережной морене под Ю ребром Укю. От ночевок пересечь ледник М. Укю, по снежному мосту преодолеть бергшрунд и вверх по снежно-ледовому склону (30м., 40-450) выйти в левую клешню “краба”- скального острова под основанием стены.

Влево и вверх по широкой расщелине, затем вправо по плите и далее по трещине под полутораметровый  карниз с широкой  трещиной. С помощью закладки с лесенкой выход на плиту и сложные расчлененные скалы к сужающемуся 10-ти метровому камину. Далее под основание рыжей пирамиды, которая сначала (35м.) обходится слева по скалам средней трудности, затем вверх по сложным скалам 40 м. на хорошую площадку на вершине пирамиды. Отсюда вверх по левой стороне неявно выраженного контрфорса 40 м. к основанию снежно-ледового желоба, пересечь желоб (15 м.) и по трудным скалам 65 м. двигаться в направлении перемычки З. гребня на вершину треугольника из скальных островов. Далее влево -вверх 20 м. через ледовый кулуар на скальные острова, еще 60 м. по ледовому желобу между заглаженными скалами под пробку, которая обходится слева по сложным скалам.

Выше пробки еще 40 м. по ледовому желобу и затем по ледовому склону на перемычку между З. и В. вершинами пика Урал. По простым скалам через откол подъем на вершину Урал З. От ночевки 9-10 час.

Спуск - согласно предыдущим описаниям.

Опасные места: Вследствие глобального потепления маршрут на участке склона от краба и до башни З. вершины сильно обтаял и стал крайне камнепадоопасен. Для восхождений временно закрыт.

Специальное снаряжение: крючья скальные - 20, ледовые - 6 - 9, закладки (крупные) - 3, лесенка - 1, кошки - всем.

5. Урал В по контрфорсу С стены, 5А

Исходный бивуак - на правобережной морене под Ю ребром Укю. От ночевок пересечь ледник, преодолеть бергшрунд и по снежно-ледовому склону (130м., 50-55°) подойти к скалам левее мыса контрфорса.

По правому из двух внутренних углов, образующих подобие ворот: 25 м. - скалы средней трудности и трудные (шлямбурный крюк, лесенка), еще 3 м - выход на лесенке из угла вправо, вверх 8-10 м. на полочку и еще 5 м. - на косую полочку с острым выступом в правой части, итого 40 м.

С полки вверх 4 м. по отколу, переходящему в щель, вверх -влево и далее траверсом влево 7-8 м. в направлении к вершине левого внутреннего угла, вверх по плите (возможен натечный лед) под карниз, под ним сложный траверс вправо 4-5 м. к началу щели, уходящей вверх по левой стороне контрфорса. Страховка с помощью клиньев и широких швеллеров. До висячего пункта страховки - 35 м.

35 м. по щели, которая в верхней части выполаживается и имеет вид косой полки. Вверх - вправо по стенке 4-6 м. и неявно выраженному слегка нависающему внутреннему углу до полки, конец сложного лазания.

60 м. по полкам влево (местами снег, лед) к началу камина. 15 м по камину на полку, с нее влево - вверх по крутой, но простой стенке в узкий провал контрфорса. От начала контрфорса 320-340 м. Справа от провала - полка, на которой может разместиться группа.

Из провала 20 м. по заснеженным плитам и 100-120 м. по снежно ледовому склону (45-50°) на гребень между З. и Б. вершинами. По гребню влево, далее в обход вершины по полкам с Ю. и подъем по В. гребню влево, далее в обход вершины по полкам с Ю. и подъем по В. гребню.

Спуск на В. согласно описаниям 1 и 2. Возможный путь спуска - через З. вершину.

Специальное снаряжение: двойная веревка и галоши - первому, кошки - всем, крючья скальные - набор, закладки, клинья, крючья ледовые - 6-8, лесенки.

6. Урал В по правому контрфорсу С стены, 4Б

Исходный бивуак - на правобережной морене под  Ю. ребром Укю. От ночевок пересечь ледник в направлении основания С. контрфорса. По снегу вверх к бергшрунду, затем по снежно-ледовому склону (45-50°) под основание СЗ. стены правого контрфорса, огибая скальные острова слева. Отсюда траверс вправо в снежную мульду 8-10 м. и далее влево - вверх по узкому ледовому желобу выход на полочку в правой нижней части контрфорса. От ночевок ~1 час.

С полки прямо вверх 12-15 м. по внутреннему углу под нависание, затем траверс влево на крутые плиты 4-5 м. и по ним вверх 8-10 м. на большую полку. По крутым плитам прямо вверх в направлении острого выступа, торчащего из скалы 6-8 м. Здесь находится контрольный тур. Далее вверх 15-20 м. под небольшое нависание в направлении широкой щели, рассекающей его справа налево. Нависание можно проходить одним из двух вариантов:

- по щели прямо вверх (используются широкие закладки и лесенки);

- в начале по щели 1-1,5 метров, затем выход вправо на стену крутизной 90° протяженностью 4-5 метров и далее вверх примерно 10 метров по некрутым скалам типа “бараньи лбы”, которые заканчиваются широким внутренним углом.

Затем по левой части внутреннего угла вверх и влево 40 метров к снежной перемычке, делящей основной скальный массив и скальный остров над ним. Далее по снегу 4-5 м. с выходом на скальный остров, представляющий собой некрутые, заснеженные, заледенелые скалы с большими выступами. Направление движения по скальному острову - вправо - вверх под второй скальный остров, оставляя его справа. Далее по снежно- ледовому склону 160 м на гребень между В. и З. вершинами п. Урал. По гребню влево, затем подъем к В. вершине вначале по гребню, затем по осыпным полкам, огибая вершину с Ю., выйти на плечо В. гребня. Отсюда 20 м. до вершинного тура. От начала стены 7-9 час.

Спуск через Урал М. согласно предыдущим описаниям.