Rico. Спросите вы: «Почему не в Италии или там во Франции?» Да потому, что поездка длиной в 17 дней охватила сразу несколько стран Францию, Швейцарию, Италию, не добрались только до Монако и стран Бенилюкс, но это может и к лучшему.
Местом сбора было традиционно назначено Шамони, маленький городок в савойских Альпах с видом на Монблан. Кто-то ехал микроавтобусом, кто-то летел, но к часу ночи все уже были на месте. Желающие, успели накирячиться по поводу приезда.
Франция — дикая страна, где не хлопают в самолете, когда тот произвел посадку, в рейсовых междугородних автобусах нет остановки «тута и здеся», в аптеке нельзя купить без рецепта ампульные препараты, а крупные продуктовые супермаркеты по воскресеньям не работают. Как они здесь выживают, не представляю! Французы, что с них возьмешь? 🙂
По пути с работы домой меня нагнал телефонный звонок, милый девичий голосок осведомился: «Виктор Евгеньевич?» Ну все, думаю, началось! Сейчас начнут впаривать кредит или спутниковое телевиденье, хотел было кинуть трубку, но голос уж очень был приятным, и я здержался. Затем последовала фраза: «Вы завтра летите в Париж!» Ну, как же…, я в теме, но все равно приятно, говори милая, говори, но на том конце уже повесили трубку. Хотелось бы пожелать каждому такого звонка, а то все в Вену на кофе, да на оперу, че там мелочиться, летите сразу в Париж. Делов-то, билет по цене 100 евро на AIR France по маршруту Киев-Женева через Париж, дешевле, чем билет на самолет до Москвы через Минск.
Первое впечатление от Парижа, что здесь надо бывать. Прогулка по берегам Сены вечером и утром кардинально отличалась. Если вечером на бетонных берегах было веселье и толпы молоди, то утром там остались лишь груды битых бутылок, мусора и воняло мочой… Так и хотелось подогнать сюда пожарную машину с брандспойтом и смыть все отходы жизнедеятельности в Сену. По Сене сновали прогулочные теплоходы, Нотр-Дам был на ремонте, а Эйфелева башня была окружена забором из стекла. Чтобы подойти к ней поближе надо было обойти пару кварталов, и пробиться через кордон негров, торгующих с земли сувенирами. Решили, что оно того не стоит и созерцали издалека. В одном месте мы наткнулись на груду утопленных велосипедов, вероятно, они мешают судоходству и их время от времени вылавливают.
Алкоголь в Париже в крупных торговых сетях после 22:00 не продают ну, а в малых все возможно, как и у нас, было бы желание, страна демократии. Можно замкнуть велосипед к столбу на тротуаре и забыть за него на год, через год здесь будет валяться рама с замком, остальное открутят, то ли по приколу, то ли из-за каких-то прагматических целей. Властям глубоко фиолетово, сколько бесхозных велосипедов примкнуто по всем улицам или сколько электросамокатов брошено. Электросамокаты — это посланий кич, они везде, я так и не понял, как это работает. Понятно, что едет от аккумулятора, вот, что бросают не замкнутым, вероятно, там прошивка под чип владельца… или же это прокатные и их потом кто-то ездит собирает…
Метро в Париже мелкого залегания. Эскалаторы редкость, в основном все по ступенькам. Линии метро пресекаются самым неестественным образом с электропоездами наземки RER, которая на время погружается под землю. К одной платформе может прибыть как поезд метро, так и поезд наземной железной дороги, они похожи между собой, что для человека первый раз попавшего в такую концентрацию транспорта вносит определённую нервозность. В тоже время парижане открыты, приветливы и всегда придут на помощь. Если у вас даже не будет переводчика на телефоне, а вы будете твердить как мантру; «Аир порт Шарль де Голь», то быстрее всего, вы туда попадете. Мне Шарль де Голь больше понравился нежели турецкий Ататюрка, все зонировано и, невзирая на огромные масштабы, понятно.
Концентрация событий на единицу времени зашкаливала, дома этого хватило бы на полгода. Аномально жаркое лето во Франции, восхождение на Монблан продолжительностью в 25 часов, эвакуация участника вертолетом, госпиталь в Саланге, доктор, кандидат медицинских наук Аделина Хенич, вертолеты, каждые полчаса садящиеся на крышу. Украинский день в Шамони, тоннель под Монбланом, итальянские карабинеры с автоматами, аусвайс, Курмайор, Аоста, сиеста и жара 37 по цельсию в тени. Ночь куда-то едем, тоннели, опять тоннели, Цермат, Матерхорн, очередной кемпинг, русский разводящий в Сионе, эвакуатор, Бриг, еще эвакуатор, Милан, озеро Гарда, ночь на полу в аэропорту Бергамо. Казалось, вот сейчас проснешься, и все это окажется сном, но жизнь продолжалась, а ПриватБанк методично конвертировал гривны в местную валюту…
Приют Космик. Мне показалось здесь поуютнее, чем в пресловутом Гуте. Со столовой выход сразу на террасу. А виды, какие виды открываются с террасы! Рерих нервно курит со своими пейзажами! Комнаты на 12 человек, белье, пледы все продумано до мелочей. Снаряжение все надо оставлять в контейнерах в холле, ботинки можно повесить сушиться, по трубам циркулирует теплый воздух. Завтрак включен в цену проживания, по желанию можно заказать и ужин. Единственный минус — отсутствие воды, она, есть только в туалетном бочке и в виде снега на улице. Воду предлагают купить в бутылках, ее сюда завозят вертолетом. Цене 5 евро за литр. Можно купить сразу кипяток в термос по цене 6 евро за литр. Поначалу нас это шокировало, и мы принялись топить снег на террасе, но после восхождения на Монблан, когда выпили все, что было с собой и ели снег, фраза: «Имидж ничто, жажда все» победила. Покупали воду, не глядя на райдер. Персонал приюта молодой и очень приветливый. Наутро после восхождения в 10:00 я спросил: «А где наш завтрак?» Мне ответили, что это уже обед… Ну обед, так обед! «Где наш обед?» «О, ля-ля!» Предложили омлет, хлеб, сок и на выбор какао или чай. Ну не вопрос. Натуральный яблочный сок был без ограничения, сколько кувшинов сока выпило 12 человек, я не считал… На вопрос, когда мы должны покинуть приют? Ответ ваще ошеломил меня: «Вы можете уйти, когда захотите». Ушли мы в 15:00 чтобы успеть на канатку вниз.
Дима Боляк. На підйом ми вийшли опісля другої години ночі. Поснідавши, вдягнули спорядження, взяли підготовлені рюкзаки і вклинились в потік вогників ліхтарів, які рухались в темряві в наміченому напрямку.
Спочатку був підйом на Монблан дю Такул (4100 м). Ми кілька годин рухались вгору снігом, який до нас перетоптали вже сотні ніг. Добрались до гори вже на світанку і далі дорога здавалась веселішою: по-перше, почався спуск, а по-друге, ми вже бачили навколо неймовірні рельєфи, вимуровані камінням і снігом.
Наступною вершиною, яка була у нас на шляху — це Мон-Моді (4345 м). Крутий підйом, на якому нам довелось застосовувати деякі навики, отримані під час тренувань, став не непідйомною стіною, а цікавим етапом сходження на Монблан.
За Мон-Моді рельєф вже не складав великих труднощів добратись вершини Монблану. Тут вже одіяло на себе перетягнула висота. Саме вище 4200 м повітря настільки розріджене, що вже може негативно відображатись на фізичному стані людини. Я в цьому плані мабуть найменше постраждав, бо з негативних наслідків тільки задишка і втома. Ноги, як прив‘язані до пудових гирь, невеликими кроками переставляв вгору. В декого ж з групи самопочуття значно погіршилось: головний біль, нудота, фізичне і моральне виснаження.
Але не дивлячись на це все усі, переступивши через себе, зціпивши зуби й взявши себе в руки, усі до одного піднялись на Монблан. Точка, з якої простягається краєвид на десятки, а то й сотню кілометрів в усі напрямки, точка, вище якої нема вершин, тисячі кілометрів навкруги. Правда, діставшись вершини, ми були здивовані буквально натовпу паропланеристів, які в ритмі Чиказького аеропорту тільки взлітали з вершини і сідали на неї. Ми це зробили!!! Ейфорія була неймовірна від досягнутої мети. Віддихавшись трішки взялись за фотосесію.
Половину роботи зроблено, далі треба було подолати цей же шлях назад. Спустившись трохи з гори самопочуття покращилось.
Одному з учасників команди все ж не вдалось відновитись і тут ми отримали нагоду спостерігати роботу альпійської служби порятунку. Побачивши вертоліт на черговому обльоті, Сергій з нашої команди чітко та правильно подав сигнал біди. Зробивши кілька кіл, вертоліт приблизився до поверхні і з нього вийшов один зі служби порятунку. Вертоліт злетів знову, адже невідома що під снігом і чи витримає дана поверхня гелікоптер. Переконавшись в поганому стані члена нашої команди, рятувальники спрацювали як загін командос: вертоліт знову приблизився до поверхні, хворого кількома рухами закинули на борт і полетіли надавати йому допомогу.
Нам усім стало легше на душі, що про нього подбають і що ми можемо без затримок в часі продовжувати рух назад. Найскладнішою ділянкою став спуск з Мон-Моді. Але, на щастя, ми спромоглись його подолати ще до настання темряви. В нагоді знову ж стали альпіністскі навики, засвоєнні під час навчання: дюльфер, хід в 3 такти, зупинка на самостраховці. Подальша дорога, як і старт, продовжувалась в темряві з ліхтариками. Але ми знали, що єдиною перешкодою закінченню походу залишається тільки відстань і тому невпинно, крок за кроком, приближались до омріяного притулку. Кілька разів зупинялись, щоб в темряві знайти, котра з протоптаних стежок веде саме до Cosmique, проте завжди робили правильний вибір. Як і напочатку підйом, так і в кінці спуск з Манблан дю Такул нам здавався безкінечним. Ліхтарі все не могли добити до підніжжя, а виположування, які зустрічались, часто чергувались зі стрімкими ділянками спуску. А назустріч нам вже почали свої сходження наступні ланцюжки альпіністів.
Нарешті ж ми добрались до притулку після добового походу. І хоча день до цього нам здавалось, що 6 євро за пляшку води — це занадто, але зараз вже ніхто не торгувався і спішив втамувати спрагу. Після подолання спраги ми всі один за одним подались вгамовувати потребу в сні. Досить було тільки прикласти голову до подушки, щоб поринути в глибокий сон.
Все. Маршрут пройдено. Ціль виконано. 14-ть участників з 14-ти, дісталось вершини.
Наступного дня ми довго відсипались, а прокинувшись за сніданком, ще довго обговорювали про те, що ми зробили, пишались проробленим і аналізували помилки, дякували один одному за підтримку та допомогу протягом цієї «мандрівки», адже кожен максимально виклався, щоб ми усі могли пройти маршрут.
Далі спуск з Aguille du Midi і нарешті земля. Скельно-сніжні краєвиди знову перетворились в звичні зелені з трави і дерев. Сходження остаточно завершене і можна здихнути з полегшенням.
Rico. При виде европейских электропоездов у меня раньше возникало неудержимое желание проехаться на них. И вот сбылась мечта идиота! Желания материализуются порой самым странным образом, ну прям трансерфинг по Зеланду. Наша машина сломалась, не доехав до Милана 200 км.
…Конец простой: пришел тягач,
и там был трос, и там был врач,
и Renault попало, куда положено ему…
(Высоцкий)
На поверку оказалось, что 200 км. достаточно далеко, и до Милана надо ехать полдня. Это у нас все поезда идут в Киев, там это далеко не так. Чтобы проехать каких-то несчастных 200 км., надо было сменить три электропоезда. Соответственно с различным интервалом ожидания. Все это удовольствие потянуло на 58 евро с человека и шесть часов по времени. Вагоны внутри — ничего особенного, один этаж или два этажа, интерьер как в салоне самолета: мягкие кресла, вай-фай, зарядка для телефона ЮСБ или розетка, бесшумная езда, потому как рельсы не имеют стыков. На табло скорость движения, пункт назначения, температура и прочая хрень. О туалетах, я уж не говорю, в некоторых поездах он больше, нежели у нас в хрущевке. Бросаются в глаза чистые стекла в вагонах. Моют они их что ли?
К вопросу, как мы общались с местными? Если честно, я за три поездки во Францию выучил 2 слова «бонжур и мерси…». Выручал только переводчик на телефоне и, если кто-то в группе был носителем языка. В торговых сетях ваще хватает платежной карточки, таксисты тоже народ понятливый, достаточно показать точку на карте в смартфоне. К своему удивлению, я узнал, что в Швейцарии нет швейцарского языка! Они там разговаривать в зависимости от кантона (по-нашему области) на немецком, французском и итальянском, моментами могут даже не понимать друг друга.
Разочарование сезона: за все время пребывания в Швейцарии я не увидел ни одного живого сенбернара! Да коз по Цермату водили раз в день туда и обратно фольклорно разодетые пастушки, а вот с сенбернарами как-то не срослось, а жаль.
Открытие сезона: в Швейцарии высокого качества продукты — сыры, фрукты, мясо, в Италии скоростные железные дороги, во Франции доброжелательные и приветливые люди, а дома, как ни странно, лучше.
…Ах, лучше нет огня, который не потухнет,
И лучше дома нет, чем собственный твой дом,
Где ходики стучат старательно на кухне,
Где милая моя и чайник со свистком…
Ю. Визбор
Вопрос дня: после первого своего визита в Европу, я написал в своем очерке, что 25 лет незалежности мы идем не в ту сторону. Так вот, мы не только идем не в ту сторону, мы еще по ходу путаем следы и ставим ловушки, чтобы не было шансов повернуть назад, … Что с этим делать, даже не знаю! Может действительно поменять всех на всех?
Парадокс: по прилету в Киев аэропорт Жуляны, или как он теперь гордо называется «Сикорского» с нас запросили за такси до ж/д вокзала 400 грн., в переводе на швейцарскую валюту это 15 франков. Расстояние до вокзала по GPS четыре километра. Где-то там, в забытой богом Швейцарии, мы на такое расстояние ездили на такси за 10 франков.
Вывод: у нас уровень жизни выше, просто нам это не дано понять…
Справка: Сикорский И. В. в 1918г. эмигрировал за рубеж и строил свои вертолёты в Америке.
Дима Боляк. Дуже вдячний Віктору та Олені за організоване сходження, Сергію за безпечне проведення нашого ланцюжка вершинами, Олексію Макаренко за швидку і цікаву мандрівку в Шамоні, незважаючи на те, що «тяги нема», Євгену Бойко за те, що був душою компанії і зумів всіх згуртувати, Мирослав Муха і Влад, що завжди допомагали залишатись в хорошому гуморі, Олег, Вадим і Сергій, що показали справжню силу волі й допомогли не здатись, Сані, який віддав усі сили, щоб дістатись вершини, «Кіпріотам» за хорошу компанію і допомогу на маршруті.
Даний досвід просто неймовірний. Він доводить що серед професіоналів сам поводитимешся професійно. є cправжні люди, які за тиждень знайомства готові докласти величезних зусиль, щоб тобі допомогти. Сила волі людини, це щось вище фізичних можливостей і якщо вона є, то людина обов‘язково дійде мети.
Сподіваюсь, ще колись з усіма вами десь зустрітись. Ми менш ніж за тиждень змогли створити величеньку команду, яка спроможна досягати цілей!
Rico. Р.S. Хочу выразить признательность всем, кто принял участие в этом двухнедельном марафоне и терпеливо шел к цели.
…Cпасибо вам друзья — не подвели, не дрогнули,
И каждый был открыт таким, как был…
Ах, дни короткие за сердце тронули —
Спасибо Вам, прощайте до Курил!
В. Канер
План мероприятий на следующий год.
Rico, 2019