Безенги 2004

Главная // Блог // Кавказ // Безенги 2004

Те, кто работает в УЗМА, знают – чтобы выдерживать напряжение трудовых будней необходимо всегда быть в хорошей форме. И поэтому А.М. Поспелов, директор УЗМА, всегда поддерживает спортивную инициативу персонала. Проводится ли турнир по мини футболу или создается волейбольная команда. Подержал он и идею участников турклуба «Мотор» покорить вершины-пятитысячники на Кавказе. Это уже четвертая по счету поездка участников нашего турклуба на Кавказ.

Каким же мы увидели район «Безенги»? Есть горы уютные и «домашние». Есть горы, которые вызывают восторг. Есть горы, от которых по спине бежит холодок. Есть горы страшные и гнетущие. Есть горы, от которых перехватывает дыхание. Именно таков Северный массив Безенги. Стена льда и скал. Стоишь перед этой громадой, и чувствуешь себя маленьким муравьем. А кто видел мир с высоты этой стены, тот испытал настоящее счастье.

Высота этих гор — это не губительная высота гималайских восьмитысячников, где человек борется за выживание, это не «мягкие» высоты Дигории или Домбая. Здесь, на пятитысячной высоте, есть некое неуловимое равновесие опасности и красоты. Северный массив — это гигантская подкова из девяти основных вершин, пять из которых превышают пятитысячную отметку. С востока на запад протянулись: Коштантау, 5151 м — пик Тихонова, 4670 м — Крумкол, 4766 м — Вост. Мижирги, 4927 м — Зап. Мижирги, 5025 м — п. Боровикова, 4888 м — пик Пушкина, 5100 м — Вост. Дых-тау, 5180 м — Главная Дых-тау, 5204 м. Низшей точкой массива является Крумкольский провал 4250 м).

Альпинистская учебно-спортивная база «Безенги» (95 км. от г. Нальчика) — одна из немногих, уцелевших после развала СССР, продолжает работать. В этом году она отпраздновала 45-летие со дня основания.

Директор базы Али Анаев, сказал: «Распалась страна, изменился социальный строй, но остались незыблемыми духовные и моральные ценности, за которым и едут сюда люди». Мы встречали людей из ближнего и дальнего зарубежья, а альпрадиостанции «говорили» на польском, чешском, немецком, испанском, и других языках мира.

Альплагерь в лице его бессменного начспаса (начальника КСО — контрольно спасательного отряда) коренного москвича, Юрия Сергеевича Саратова, который в этом году отпраздновал свое 70-летие, но продолжает находиться в строю, встретил нас гостеприимно и доброжелательно. Такая атмосфера может царить только среди людей, которые занимаются любимым делом и имеют, не взирая на возраст, общие взгляды на жизненные ценности. Как кредит доверия или за заслугу запорожцев в процессе становления лагеря нам был дан для связи в радиоэфире позывной «Запорожье», в то время как остальные команды работали под названием вершины, на которую идут. Приятно вспомнить, что в этом районе есть альпинистские маршруты, носящие имя нашего земляка Анатолия Кирилловича Бланковского, который проложил их. Он имеет титул снежного барса и награжден за прохождение 5-ти пятитысячников района знаком «Звезда Безенги» под №2. И в наш приезд в лагере работали инструктора из Запорожья. Вот в такую атмосферу мы попали.

В нашей программе подготовки на 2-разряд по альпинизму были снежные, ледовые, скальные занятия, потом зачетные восхождения на вершины. Хочется остановиться на самом ярком восхождении на вершину Гестола (4890м). Восхождение вместе с дорогой от лагеря и обратно, с установкой нескольких промежуточных лагерей, заняло пять дней. На высоте 4310м. нас застала непогода. Давление барометра начало падать, налетели облачность, туман, потом шквальный ветер и снежная крупа. Ночью палатку стало засыпать снегом. Пришлось в 2 часа ночи выбираться из палатки и откапывать ее. Сна как такового на этой высоте уже не бывает, — просто какое-то полузабытье и постоянное ощущение холода, хотя и одели на себя все, что было под рукой. Непогода держалась еще сутки, и попытка выйти на вершину в туман в отсутствие видимости не увенчалась успехом. Пришлось ждать еще ночь. Время, которое мы могли пробыть там, на высоте, было отмеряно тем количеством бензина, что мы могли взять с собой. Следующее утро оказалось морозным и ясным, хотя ветер так и не утих. Это был наш последний шанс для штурма вершины. Хотели выйти в 4,30 утра, но из-за холода отказались от этой затеи. Подождали, когда выглянуло солнце, (все-таки теплее) и пошли к вершине. До нее оставались совсем немного — предвершинное плечо, и сам вершинный взлет, покрытый снегом вперемешку со льдом. На 10 часовой радиосвязи с КСО сообщили, что мы уже наверху. Приятно было слышать в эфире мягкий голос Саратова, поздравившего нас. На вершину мы подняли символику нашего предприятия «Мотор Сич», вымпел спортклуба «Полет» УЗМА и плакат «Молодежь «Мотора» — за В.Ф. Януковича». После недолгих минут торжества под шквальным ветром аудиенция с горой была закончена, начали спускаться вниз. Погода в этом районе, как правило, держится только в первой половине дня, поэтому надо было спешить, путь назад был не менее сложен, чем сюда, но это уже был путь домой.

Этот сезон в горах выдался неспокойным. Произошло несколько трагических событий на вершине Улу-Тау в Адырсу и под пиком Хан-Тенгри. Но у нас все закончилось благополучно, поэтому хочу сказать особенное спасибо родителям участников, которые переживали за нас, и верили в успешный исход.

 

Участники благодарят всех, кто, словом и делом помог в организации поездки. Заместителя генерального директора по связям с общественностью А.Н. Малиша, Директора УЗМА А. М. Поспелова, директора компании «Мотор Гарант» С.С. Лебеденко.

Неофициальная версия. Отрывистые впечатления одного чела

 

Отьезд

Уезжали с городским турклубом в воскресенье с площади Маяковского. По доброй или не очень сложившейся традиции я опаздывал. Да не сам, а с Трохой и всеми баулами, в которых была еда. Когда подъехали, встретили большое количество провожающих, важно было не перепутать, как в том фильме «детям мороженое, бабе цветы», кому жать руки, а кого целовать :). Взирая на запсихованую ситуацию, коллективного фото не получилось, но поездка началась…

В Нальчик нас так и не довезли, ссылаясь на поборы на постах ГАИ, высадили за 20 км. Пришлось добираться рейсовым автобусом, но общего настроя это уже не могло омрачить, процесс пошел, все были на подрыве. В Нальчике возле местного управления по делам альпинизма Кабардино-Балкарии пересели в ПАЗик, который дожидался нас уже несколько часов. Там уже сидели славяне из города Тольятти. Спустя несколько мгновений узнаем среди них двух прошлогодних знакомых по Приэльбрусью, воистину мир тесен.

Там. В альплагере Безенги

 

Туда. В мир Безенги

Дорога в альплагерь от поселка Безенги напоминала раллийную трасу для внедорожников. Узкие мостики над бурной рекой, крутые подъемы и резкие спуски чередовались с ездой над парящей брызгами и туманом рекой. Моментами дорога просто шла по руслу бегущей реки. Водители перед этим вкинули, участники тоже не преминули воспользоваться моментом, а потому вся езда выглядела приблизительно так: ноги, руки, коробки рюкзаки — все как в карусели. К тому же наступила уже ночь и ситуация была отпущена на самотек. Шел уже 33- час поездки. Успокаивала только фраза Штемпа: «Главное — не бояться!»

В коттедже на 2-м этаже арендовали 2-х местную комнатку на 8-х. Объявили ее кают-компанией, завалили паками, рюкзаками и повесили флаг. Оставшиеся участники поселились поблизости в палатках. И пошла рабочая атмосфера: снег, лед, скалы, вчесы, консультации по поводу маршрутов и воспоминания кто что забыл дома.

— Что-то мы давно пряничков не ели, целых два часа, — пробасил Дима.

— В очередь, сукины дети! — взвизгнула Жуча.

На вопрос: «Сколько крючьев берем?» Последовал ответ: «Два». «Что все два???»

— Главное — не бояться, главное — не бояться, — доказывал Штемп, — дерьмо будет!!!

Сии философские размышления прервал крик «Камень!» Участники, которые почему-то на маршруте оказались без касок, судорожно начали натягивать каски. Хотя это не спасло от попадания камня в руку Штемпу.

«Безенги», как лагерь, характерен тем, что каждое утро там не предсказуемо, это или плохая погода, или спас работы, или то и другое вместе взятое. На что мы в одно рядовое утро и попали….

 

Вершины

Да вершины были, часть маршрутов очень даже ничего. На некоторые даже успели глаз положить в плане будущих поездок. В плане состава группы, все как в жизни, или ты идешь вперед или назад, на месте стоять не получится. А потому каждый сам вынужден будет сделать выбор или же его подтолкнут к этому.

О красотах говорить, наверное, не уместно, фото и видео говорят за себя. Атмосфера еще та, ходи не хочу. Что касается капризов за деньги участников, в этом тоже проблем нету: склад-магазин, два бара, сауна, прокат как отечественного, так и импортного снаряжения, радиостанции на выходы, транспорт на заказ хоть в Нальчик, хоть в Приэльбрусье, телефон. Условия для проживания по комфортности тоже весьма разные. Если же учесть, что все цены в евро +10% приплата за сезон, то стоило призадуматься, может лучше в палатке? 🙂

 

Самое яркое впечатление

Вероятно, ночь, проведенная в штормягу на 4300, хотя и восходы тоже великолепны, и камень, что покой чуть не подарил 🙂 нельзя сбрасывать со счетов. Я даже испугаться не успел, не то, что дернутся, смотрел как загипнотизированный, чем все закончится, слава богу, пронесло. Впрочем, все дни были заполнены событиями, спрессованными во времени и пространстве. Так что только сейчас начинаю приходить в себя. Если в Приэльбрусье после возвращения с вершины еще было какое-то свободное время, то здесь все выглядело примерно так: в ботинках хлюпает, народ валится с ног, начинает темнеть, значит пришли. Впрочем, может долго по утрам запрягали? Физическая, психологическая энергия все вылетало под чистую.

 

Отъезд

В последний день, когда до лагеря уже оставалось часа четыре хода по леднику, природа очередной раз проявила свой здешний характер. Пошел дождь, усиливавшийся с каждой минутой, потом все закрыло плотным туманом, группа растянулась, в тумане звуки стали глохнуть. В результате разбрелись кто куда. Переход с ледника на мореную тропу и в хорошую погоду сложно отыскать. В тумане это превратилось в то, что группа мокрых ежиков шарится среди нагромождения сераков (глыбы со льда 2-3 этажа высотой), напоминающее пирамиды, припорошенные щебнем, да так, что под ногами постоянно что-то едет и сверху тоже сыпется, все это порезано бурными речками ледниковой талой воды. Количество падений уже не считали, очень не хотелось ночевать здесь, хотя уже пошла тема у кого палатка, а у кого примус. В конце концов, чудом выбрели на тропу.

В результате в лагерь попали вместо расчетного времени 16:00 в 19:00. Автобус был заказан на 06:00 утра, итого до отъезда оставалось 11 часов времени и масса дел. Оформление документов, сдача прокатного снаряжения, ужин, пиво в баре совместно с просмотром видео что наснимали, упаковка вещей и множество других пустяков типа развести Ярославль на спирт. Что мы, взирая на проливной дождь, так и не успели сделать :). Ночь для меня лично прошла в сборах, кто-то умудрился немного поспать.

В 03:00 пришел Зураб, знакомый с МЧС России, принес отваренную баранину, они за стенкой с компанией что-то отмечали. Приветливое, открытое лицо, неспешные жесты располагали к беседе. Правда, как по мне, то свинина лучше. Народ в утреннем автобусе подобрался интернациональный: двое Чехов, Россияне и клиент неизвестной страны с гидом. До первого гастронома обстановка была натянутой, после посещения оного все стало на свои места, поставили кассету группы Ленинград и на душе полегчало. На вокзал в Нальчике попали уже нарядные. Милиции, чтоб не задавала лишних вопросов, сказали, что едем в Ростов, хотя, впрочем, так оно и было.

Нальчик чудный курортный город, там не сорят на мостовую, не ругаются в общественных местах и не блюют в автобусах. Вопрос: «Почему?» Может потому, что ислам. Вера такая. Население Кабардинцы и Балкарцы. Визуально впечатление такое, что живут в мире и спокойствии. В центре города каждое утро меняют контейнеры с цветами в виде дат: года, месяца, дня. Раньше Нальчик был здравницей всего Союза, и денег на его благоустройство не жалели. Парки, архитектура, светло, ухожено воздух чистый, сервис не навязчивый, возникает желание, задержатся здесь подольше. Водка в пригородах на удивление дешевая, на наши деньги 2 грн. а по качеству вполне ничего. Не зря говорят, что этот край снабжает спиртом всю Россию. Обменники валют, привычные дома нашему взору, отсутствуют. Работают только крупные банки со всеми вытекающими последствиями: перерыв, фиеста, сиеста и т.д, а потому, лучше брать с собой рубли.

 

Обратно

Диалог в поезде Сызрань — Москва: «Сыночки, может вы помидорчиков с огурчиками скушаете?». «Скушаем, бабушка, скушаем и курочку тоже!» Если от ментов в Прохладном отмазались, пригрозив, что депортация нас на коренную родину будет за их счет, то Российская таможня оказалась на уровне и нагрела нас на $10 за исправления дат в миграционных картах. Впечатление такое, что, если не одна фигня, так другая, а платить все-таки по мелочам, но приходится.

При въезде в Запорожскую обл. удивило количество осадков, которое выпало в наше отсутствие. Похоже, лета здесь тоже не было. Колбасит, блин, ридну неньку Украину.

 

Выводы

Типа, зачем все это?

(Из анекдота).

-Как вам здесь?

-Здесь хорошо

-А планы?

-Планы? Завтра опять пойдем туда, где плохо.

-А, что вы можете сказать о том, зачем вы здесь?

-Думаю, психиатр в Запорожье решит эти проблемы гораздо быстрее и главное дешевле.

 

RICO 2004 г.

Комментировать

Ваш email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.