Восхождение на Казбек в исполнении Татьяны
Подъем в 01:30, выход в 02:30. Вот он этот день настал, о котором я мечтала год! Темно. Холодно. Туман. Ничего не видно. Ветер. Голова не просто болит и кружится. Трусит, скорее всего, от внутричерепного давления. Двигаться быстро нереально. Еще немного, и голова лопнет,… Пью таблетку. И это уже диакарб.
Вышли. Сначала идем налегке, без кошек, связок и всего прочего. Одела все теплые вещи, которые были: термуха, флиска, пуховка, штормовка и лыжные штаны.
Иду медленно. Первый раз приходит мысль: «наверное, не дойду». Спасибо Саше, который идет рядом и подбадривает, что тяжело всем. Его фраза «нужно просто пережить этот день!» становится ключевой. Легко сказать, а как это сделать? Пока не знаю. У него больше опыта. Я просто ему доверяю!
Впереди неизвестность,… Чем дальше, тем выше, соответственно холоднее. Ветер усиливается. Видимость ноль. Не видно ни откуда ты идешь, ни куда. Одели кошки и связались, чтоб не растеряться в тумане. На руках теплые лыжные рукавицы. Когда их снимаешь – ногти синие. Может, это я уже медленно незаметно умираю?.. Идем дальше. Темно. Холодно. Видимость все также ноль. В какой-то момент чувствуешь себя обреченным. Витя сказал, что около шести рассвет: выйдет солнце, будет тепло, красиво. Но солнце не появилось. Кромешная тьма просто сменилась серым непроглядным туманом.
В голове крутится миллион мыслей, но это больше напоминает хаотичное броуновское движение. Сказать, что тебе нечем дышать? Есть. Главное дышать ровно и размеренно.
Как же описать свое состояние и мироощущение? Это вроде бы ты, а вроде и нет. Из-за кислородного голодания, организм переходит в энергосберегающий режим и все процессы в нем замедляются: реакция, восприятие, речь, сознание, движения. И не факт, что ты это сам понимаешь, это замечают другие.
И вот он, этот сказочный момент! Последние пару шагов и ты на вершине! Время около восьми утра. Тебя встречает яркое ослепительное солнце, которого не было видно на перемычке. Это награда за усилия. Ты, как будто, снова родился на свет! Хочется вдохнуть на полную грудь, но воздуха не хватает. Тебе не хочется ни кричать, ни ликовать: «Я молодец! Я это сделал!» и т.д. Это все глубоко-глубоко внутри. Ты благодарен мирозданию и Господу Богу, за то, что сейчас стоишь на вершине. Ты победил сам себя! И исповедался. И тихо катятся слезы……..
Восхождение на Казбек в исполнении Rico
Казбек — красивая гора, а еще больше красивые окрестности. Эльбрус, он стоит особняком и взгляду трудно за что-либо зацепиться, вокруг огромные пустые пространства. Здесь же все до наоборот: гора вписана среди скального и ледового рельефа соседних гор и смотрится очень гармонично.
Дневные переходы были непродолжительными, по 4-5 часов в зависимости от того, кто как шел. По тропе навстречу нам бежали группки новоиспечённых англичан. (Грузинская молодежь, которая вследствие ряда причин не учит великий русский язык своего соседа, а болтает на английском). К горе или к ее подножью было целое паломничество, шли целыми делегациями. Наша группа состояла с украинцев и россиян, а потому шли без флагов и транспарантов, громких политических заявлений тоже никто не делал, мы просто радовались жизни, общению друг другом, все новым и новым, открывающимся вокруг пейзажам.
Вечером на метеостанцию пришли Сергей с Настенькой и Машко Саша. Они за день проскакали то, что мы шли два дня. Саша потерял где-то по пути свою группу, а потому поделились с ним тем, что было. Типа подобрали, обобрали, обогрели …
Штурмовой лагерь мы разбили на границе ледника, чтобы было поближе к горе. Обычно все стоят на осыпи. Это оправдало себя, на гору на следующий день мы поднялись первыми и сил на спуск тоже было больше, мы спустились до самого перевала Саберце.
Вышли на восхождение в 2.30, впереди нас только неизвестная группа из шести человек, которые стояли на плато. Сзади никого. Чем ближе к утру, тем плотней туман или облака. Невидно нихрена. Только следы на снегу и время от времени впереди свет фонарей. Включили GPS чтобы писать трек, как-то надо будет отсюда сваливать, хоть чучелом хоть тушкой. К тому же начинаю подмерзать, невзирая на гортекс, виндстопер и профессиональные ботинки Skarpa. Боюсь даже оглядываться назад, как там чувствуют себя участники? Ведь они экипированы попроще… Еще час такой ходьбы и начнется бунт на корабле. Жалею, что не одел утепленные бахилы на ботинки.
Вскоре одна из Татьян упала на четыре кости и сказала: «Бобик сдох». Потом было отпаивание чаем, заглядывание в глаза и поглаживание по холке. Не знаю, что больше всего возымело воздействие, но она встала и пошла дальше, при этом темп движения немного упал. Развязка наступила неожиданно, после крутого взлета мы поднялись на предвершинное плато. Туман или облака время от времени раздувало и было видно вершину. Теплей от этого, правда, не стало. Снизу уже начали появляться первые люди. Жизнь продолжалась…
Последние метров 200 до вершины вызывали определённое опасение больно уж крутой взлет, если кто склизонет вниз, то его выбросит на внешние склоны и к подножью доедут только уши, как у той кошки, что каталась по наждачке. Поэтому идем в связках и аккуратно. На спуске в связку последним добавляю Сашу Машко с недвусмысленными наставлениями действовать по ситуации, идти строго последними и никого не обгонять. Пронесло, спустились без эксцессов, испытывать судьбу и проверять навыки, полученные не ледово-снежных занятиях, никто из участников не рискнул. Ну, может и к лучшему.
К моменту подъёма на гору вышло солнце и разогнало то ли туман, то ли облака. Мы были вознаграждены за терпение, офигенными видами, открывающимися с горы. Видимость была, как говорят в авиации, миллион на миллион. Самое время для фотоссесии.
На спуске назад на леднике попадаем на сковороду. Это когда находишься в центре ледового поля в солнечный день. Жарит, светит и печет со всех сторон. Количество ультрафиолета невообразимое, пробивает очки фактор четыре. Ультрафиолет он кругом, снизу от снега, сверху от солнца и никуда от него не спрятаться, разве только под тент в палатку. Но палатка далеко внизу. Так и бредем вниз медленно и печально. Радует лишь то, что цель достигнута. Теперь только вниз, терпение и еще раз терпение. Все бредут с чувством морального удовлетворения от проделанной работы И фантазируют на тему, что они сделают в первую очередь по приезду в Тбилиси… Собственно, так и должно быть, чтобы больше ценить то, что имеешь, надо иногда выходить из зоны комфорта. Спасибо горе, что приняла и отпустила, ничего не потребовав взамен.
На Казбек ходили: Rico, Стрюк, Татьяна Старжинская и просто Татьяна, Света, Миша, Саша, Сергей и Настя.
О Грузии
Я не был в Грузии еще со времен СССР. Грузия — страна православных храмов, отзывчивых людей и сухого вина. А еще они очень хотят в Европу. Не знаю зачем, ведь у них нет даже общей границы с Европой. Не проще было бы строить нормальные отношения с соседями?
В Тбилиси приятно удивила архитектура, доброжелательное отношение людей. Когда я заговаривал с местными о Саакашвили то все единодушно, беззлобно просили подержать его еще в Одессе.
Батуми — город контрастов, от нищеты до роскоши один шаг. Великолепная набережная с велодорожками, исторический центр с вкраплениями высотных зданий в стиле то ли авангарда, то ли хай-тека. Сложно даже сказать, чье больное воображение это придумало, думаю, тут не обошлось без Царители. И в тоже время центральный автовокзал как в фильме «Миллионер из трущоб».
Гуляя пешком по центру, наткнулся на маленькие красные симпатичные автобусики для экскурсии по городу. Но они простаивали ввиду отсутствия отдыхающих. И ваще, в центре вокруг шик, блеск, а людей нет, пустынно… Странно как-то. Захожу в уютное кафе, кофе американо, плюс мороженое, итого 6 лари или 3$. Кофе великолепный и мороженое как родом из детства. С чего они его делают, неужели из молока?
Ранее утро в международном аэропорту Кутаиси, сразу три рейса в Катовице, Будапешт и Киев с интервалом в 20 мин. В ожидании вылета весь пол устлан телами, спят кто как может, похоже, что здесь это норма. Аэропорт новый, современный, оригинальный, точно как в рекламном гайде, но гостиницы нет, как впрочем, нет ничего лишнего, только ресепшен, барная стойка — выпить, закусить и туалет. Ну и естественно все, что надо для досмотра и посадки на рейс. В отсутствие всяких киосков, бутиков и прочей хрени чувствуешь себя легко и расковано, на твои деньги никто не претендует и соблазна потратить их нет. И вообще мне показалось, что в Грузии много чего нет, к чему мы так привыкли в Украине, что жрет наше время и энергию под видом мнимой значимости. Зато то, что осталось, обрело истинное свое значение, и нет никакого желания размениваться по пустякам.
Лена попросила привезти бутылку вина Кинзмараули. Я к этой задаче подошел со всей серьезностью. Сначала провел тестовую закупку одной бутылки, и, гуляя по Батуми, принялся за дегустацию, пытаясь понять аромат, год изготовления и прочие нюансы винного погребка. По ходу в центре зашел еще в фирменный винный магазин и надегустировался еще там. На поверку оказалось, что вкус в фирменном магазине и в магазине на периферии одинаковый, этикетки разные.
После чего я купил бутылку вина домой, о чем вскоре пожалел. Случай сыграл злую шутку. Нет, дегустировать вторую бутылку я не стал и дело даже не в цене, а цены здесь европейские, бутылка вина 10$. Дело в том, что по приезду в аэропорт оказалось, что я не могу провезти вино в ручной клади, только в багаже, а багажа у меня не было. Можно конечно было отправить вино багажом, но надо было доплатить за багаж 15$. Еще можно было провезти вино внутри себя, но тогда могли не допустить на посадку тушку…, а лететь надо было уже сегодня, пора на работу… Дилемма была на лицо, как в том анекдоте про еврея с попугаем: «…Валить отсюдова надо. Хоть чучелом, хоть тушкой…».
Закончилось все банально: при досмотре ручной клади бутылку предложили отправить в урну, а уже через 10 метров в зоне Дьюти-Фри я купил новую такую же, но уже за евро. Ее можно было везти в ручной клади. На лицо развод какой-то…
По прилету в Киев на Крещатике захожу в фирменный магазин «Львовские сладости» и в предвкушении праздника заказываю двойной эспрессо. Мне дают какую-то мутную жидкость без вкуса и без запаха. И все сразу стало на свои места, оказывается Европа здесь только географически. С революциями и разоблачением коррупционеров у нас получается лучше, чем с кофе.